Житие Евфросина Псковского

Житие Евфросина Псковского
Житие Евфросина – памятник агиографии, посвященный основателю Псковского Елеазарова монастыря и защитнику «сугубой аллилуйи» Евфросину. Первое Ж. Евфросина было составлено вскоре после его кончины (1481 г.), не позже 1510 г., так как Псков в его тексте назван свободной землей. Ж. нетрадиционно по своей форме и содержанию. В предисловии автор ясно говорит о целях своего произведения – открыть тайну сугубой аллилуйи и доказать ее превосходство над трегубой. Полемические цели Ж. определили его необычную форму – автор не соблюдает канонов жития, не дает биографии Евфросина, подробно излагая лишь историю его споров об аллилуйе с распопом Иовом. Это не столько Ж., сколько повесть о спорах относительно сугубой аллилуйи. В Ж. можно выделить следующие части: 1) предисловие, состоящее из рассуждений автора о догматическом смысле сугубой аллилуйи и современных спорах о ней; 2) повесть о спорах между Евфросином и Иовом; 3) описание двух явлений автору: Евфросина и его сподвижника Серапиона, понуждающих автора завершить Ж., и богородицы, раскрывшей ему смысл сугубой аллилуйи; 4) описание двух чудес с дьяконом Закхеем; 5) неоконченный список послания Евфросина к духовенству Псковского Троицкого собора; 6) историко-биографические рассказы – об игумене Игнатии, его братьях и отце, о Серапионе, о прихождении братии в пустынь к Евфросину, о трудах Евфросина, строительстве церкви и др. Историко-биографические рассказы представляют необработанные в литературном отношении записи, разбросанные во 2-й и 3-й частях Ж. Чаще всего они являются отступлениями от основной темы. Ж. примечательно как полемическое произведение, свидетельствующее о неутихающих спорах в новгородско-псковской земле в конце XV – начале XVI в., и как памятник литературы, дающий интересный материал для наблюдений в области истории жанра жития и изображения человеческого характера. Центральная тема Ж. – правильность сугубой аллилуйи – раскрывается автором не только в отвлеченных рассуждениях, но и в живых примерах: «светоносном» житии и «дивной» кончине Евфросина и неблагочестивой жизни и «злой» смерти гордого умом «дострочного» философа распопа Иова. Характеристика двух противников более всего интересна в литературном отношении. Биографических сведений об авторе древней редакции не сохранилось. Исследователи высказывают разные мнения о времени составления Ж., личности автора и целях его произведения. Учеником и последователем Евфросина называет автора И. Некрасов, монахом Елеазаровского монастыря – В. О. Ключевский и Макарий. В. Малинин полагает, что после распоряжения архиепископа Геннадия «житие списати», игумен Елеазаровского монастыря Памфил специально для этой цели пригласил в монастырь писателя, который был послушным исполнителем воли игумена и братии; работа была окончена в 1504 г., когда архиепископ Геннадий оставил новгородскую кафедру. Е. Е. Голубинский считает Ж. фальсификацией: его автор воспользовался посланиями неизвестного псковича к монаху Афанасию и другими документами о споре Афанасия с псковичами по поводу сугубой аллилуйи и приписал его взгляды и историю Евфросину, чтобы авторитетом имени этого подвижника доказать правильность сугубой аллилуйи. Н. И. Серебрянский согласен с исследователями, которые считают, что автор не был монахом Елеазаровского монастыря: он плохо знаком с историей пустыни, не знает ближайших сподвижников Евфросина. После «явления» ему Евфросина и Серапиона автор идет к игумену Памфилу и расспрашивает его о том, кто такой Серапион, действительно ли он одним из первых пришел в обитель к Евфросину. Только после «явления» автор внимательно рассмотрел иконописное изображение Евфросина и убедился в сходстве. Но в Ж. нет указания, что оно было составлено по чьей-то официальной инициативе. В нем много неясных рассуждений, собственных толкований, расходящихся со взглядами Евфросина, нет ни одной даты и стройно изложенной биографии святого. Этого не должен был допустить игумен Памфил, заинтересованный в составлении подробного Ж. и правильном изложении взглядов Евфросина и самой сути его споров о сугубой аллилуйе. Ж., считает Н. И. Серебрянский, носило неофициальный характер и сохранило следы личных взглядов автора и его интереса к вопросу об аллилуйе, который и привел его в Елеазаровский монастырь. Здесь автором были начерно записаны рассказы Памфила и других монахов, а завершено Ж. было уже вне стен обители, возможно, в каком-нибудь новгородском монастыре. Из письменных источников автор располагал перепиской Евфросина с архиепископом Евфимием и посланием Евфросина к духовенству Троицкого собора. О том, что споры об аллилуйе не утихли после смерти Евфросина, во время работы неизвестного автора над его Ж., свидетельствует послание о трегубой аллилуйе Дмитрия новгородскому архиепископу Геннадию. Автор древней редакции не создал канонического Ж. – эту задачу выполнил в 1547 г. псковский агиограф Василий (в иноках Варлаам). Разбросанные в тексте древней редакции, по словам Василия, «ово зде, ово инде», биографические сведения о Евфросине он разместил в хронологическом порядке и дополнил их общими для житийной литературы местами. Текст древней редакции Ж. опубликован Н. И. Серебрянским. В рукописных сборниках встречается редко: ГБЛ, собр. Ундольского, № 306, XVI в. (по этому списку текст опубликован); ГИМ, собр. Хлудова, № 207. Изд.: Серебрянский Н. И. Житие преподобного Евфросина Псковского: (Первоначальная редакция) // ПДПИ. СПб., 1909, т. 173, с. I–XXIV. Лит.: Некрасов И. Зарождение национальной литературы в Северной Руси. Одесса, 1870, с. 39–41; Ключевский В. О. 1) Древнерусские жития, с. 252–257; 2) «Псковские споры» // Соч. М., 1959, т. 7, с. 76–101; Макарий. История русской церкви. СПб., 1891, т. 7, с. 427–429; СПб., 1898, т. 8, с. 129–142; Нильский Н. К истории споров об аллилуйе // Христ. чт., 1884, май – июнь, с. 690–729; Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: Историко-литературное исследование. Киев, 1901, с. 1–32; Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами // ЧОИДР, 1905, кн. 214, с. 196–218; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908, с. 78–146; Лихачев Д. С. Литература времени образования национального Русского государства. (1460–1530-е гг.), гл. VII. Литература Пскова 2-й пол. XV – 1-й пол. XVI в. // История русской литературы. М.: Л., 1945, т. 2, ч. I, с. 406–409.
В. И. Охотникова

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Житие Евфросина Псковского" в других словарях:

  • Житие Иоасафа Каменского — – литературный памятник, созданный, по Н. П. Барсукову и И. Некрасову, в конце XV в., а по В. О. Ключевскому не ранее 1547 г. и посвященный местно чтимому святому вологодского края. В научной литературе (Н. Коноплев, Н. П. Барсуков, А.… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — (Спасо Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г. женский. В названии Е. м. присутствует мирское имя основателя мон ря прп.… …   Православная энциклопедия

  • Василий-Варлаам, псковский священник — Василий (в иноках Варлаам) (XVI в.) – псковский священник, автор житий, служб святым и других произведений. Писательская деятельность В. падает на 40–60 е гг. XVI в. Скудные биографические сведения об этом писателе устанавливаются только на… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Древнерусская литература XV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 1400 е годы 1.2 1410 е годы …   Википедия

  • Русская литература XVI века — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Содержание …   Википедия

  • Василий — (в иночестве Варлаам) (16 в.) др. рус. писатель. Священник в Пскове. В 1547 написал Житие Евфросина Псковского на осн. б. раннего произв. и монастырских записок. Впоследствии оно было включено в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. В 1550 52… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Варлаам (в миру псковский священник Василий) — Варлаам, в миру псковский священник Василий агиограф, составивший (с 1542 по 1563 г.), по поручению митрополита Макария , жития многих русских святых. За житие Евфросина псковского, в котором высказывается мнение в пользу сугубой аллилуи, Варлаам …   Биографический словарь

  • Варлаам, агиограф — (в миру псковский священник Василий) агиограф, составивший (с 1542 по 1563 г.), по поручению митрополита Макария, жития многих русских святых. За житие Евфросина псковского, в котором высказывается мнение в пользу сугубой аллилуйи, Б. еще в XVII… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Варлаам агиограф — (в миру псковский священник Василий) агиограф, составивший (с 1542 по 1563 г.), по поручению митрополита Макария, жития многих русских святых. За житие Евфросина псковского, в котором высказывается мнение в пользу сугубой аллилуйи, Б. еще в XVII… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Варлаам, в мире псковский священник Василий — агиограф, составивший (с 1542 по 1563 г.), по поручению митроп. Макария, жития многих русских святых. За житие Евфросина псковского, в котором высказывается мнение в пользу сугубой аллилуйи, Б. еще в XVII в. подвергся осуждению, как описатель… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»