- Житие Евфросина Псковского
- Житие Евфросина – памятник агиографии, посвященный основателю Псковского Елеазарова монастыря и защитнику «сугубой аллилуйи» Евфросину. Первое Ж. Евфросина было составлено вскоре после его кончины (1481 г.), не позже 1510 г., так как Псков в его тексте назван свободной землей.
Ж. нетрадиционно по своей форме и содержанию. В предисловии автор ясно говорит о целях своего произведения – открыть тайну сугубой аллилуйи и доказать ее превосходство над трегубой. Полемические цели Ж. определили его необычную форму – автор не соблюдает канонов жития, не дает биографии Евфросина, подробно излагая лишь историю его споров об аллилуйе с распопом Иовом. Это не столько Ж., сколько повесть о спорах относительно сугубой аллилуйи. В Ж. можно выделить следующие части: 1) предисловие, состоящее из рассуждений автора о догматическом смысле сугубой аллилуйи и современных спорах о ней; 2) повесть о спорах между Евфросином и Иовом; 3) описание двух явлений автору: Евфросина и его сподвижника Серапиона, понуждающих автора завершить Ж., и богородицы, раскрывшей ему смысл сугубой аллилуйи; 4) описание двух чудес с дьяконом Закхеем; 5) неоконченный список послания Евфросина к духовенству Псковского Троицкого собора; 6) историко-биографические рассказы – об игумене Игнатии, его братьях и отце, о Серапионе, о прихождении братии в пустынь к Евфросину, о трудах Евфросина, строительстве церкви и др. Историко-биографические рассказы представляют необработанные в литературном отношении записи, разбросанные во 2-й и 3-й частях Ж. Чаще всего они являются отступлениями от основной темы. Ж. примечательно как полемическое произведение, свидетельствующее о неутихающих спорах в новгородско-псковской земле в конце XV – начале XVI в., и как памятник литературы, дающий интересный материал для наблюдений в области истории жанра жития и изображения человеческого характера. Центральная тема Ж. – правильность сугубой аллилуйи – раскрывается автором не только в отвлеченных рассуждениях, но и в живых примерах: «светоносном» житии и «дивной» кончине Евфросина и неблагочестивой жизни и «злой» смерти гордого умом «дострочного» философа распопа Иова. Характеристика двух противников более всего интересна в литературном отношении.
Биографических сведений об авторе древней редакции не сохранилось. Исследователи высказывают разные мнения о времени составления Ж., личности автора и целях его произведения. Учеником и последователем Евфросина называет автора И. Некрасов, монахом Елеазаровского монастыря – В. О. Ключевский и Макарий. В. Малинин полагает, что после распоряжения архиепископа Геннадия «житие списати», игумен Елеазаровского монастыря Памфил специально для этой цели пригласил в монастырь писателя, который был послушным исполнителем воли игумена и братии; работа была окончена в 1504 г., когда архиепископ Геннадий оставил новгородскую кафедру. Е. Е. Голубинский считает Ж. фальсификацией: его автор воспользовался посланиями неизвестного псковича к монаху Афанасию и другими документами о споре Афанасия с псковичами по поводу сугубой аллилуйи и приписал его взгляды и историю Евфросину, чтобы авторитетом имени этого подвижника доказать правильность сугубой аллилуйи. Н. И. Серебрянский согласен с исследователями, которые считают, что автор не был монахом Елеазаровского монастыря: он плохо знаком с историей пустыни, не знает ближайших сподвижников Евфросина. После «явления» ему Евфросина и Серапиона автор идет к игумену Памфилу и расспрашивает его о том, кто такой Серапион, действительно ли он одним из первых пришел в обитель к Евфросину. Только после «явления» автор внимательно рассмотрел иконописное изображение Евфросина и убедился в сходстве. Но в Ж. нет указания, что оно было составлено по чьей-то официальной инициативе. В нем много неясных рассуждений, собственных толкований, расходящихся со взглядами Евфросина, нет ни одной даты и стройно изложенной биографии святого. Этого не должен был допустить игумен Памфил, заинтересованный в составлении подробного Ж. и правильном изложении взглядов Евфросина и самой сути его споров о сугубой аллилуйе. Ж., считает Н. И. Серебрянский, носило неофициальный характер и сохранило следы личных взглядов автора и его интереса к вопросу об аллилуйе, который и привел его в Елеазаровский монастырь. Здесь автором были начерно записаны рассказы Памфила и других монахов, а завершено Ж. было уже вне стен обители, возможно, в каком-нибудь новгородском монастыре. Из письменных источников автор располагал перепиской Евфросина с архиепископом Евфимием и посланием Евфросина к духовенству Троицкого собора. О том, что споры об аллилуйе не утихли после смерти Евфросина, во время работы неизвестного автора над его Ж., свидетельствует послание о трегубой аллилуйе Дмитрия новгородскому архиепископу Геннадию. Автор древней редакции не создал канонического Ж. – эту задачу выполнил в 1547 г. псковский агиограф Василий (в иноках Варлаам). Разбросанные в тексте древней редакции, по словам Василия, «ово зде, ово инде», биографические сведения о Евфросине он разместил в хронологическом порядке и дополнил их общими для житийной литературы местами. Текст древней редакции Ж. опубликован Н. И. Серебрянским. В рукописных сборниках встречается редко: ГБЛ, собр. Ундольского, № 306, XVI в. (по этому списку текст опубликован); ГИМ, собр. Хлудова, № 207.
Изд.: Серебрянский Н. И. Житие преподобного Евфросина Псковского: (Первоначальная редакция) // ПДПИ. СПб., 1909, т. 173, с. I–XXIV.
Лит.: Некрасов И. Зарождение национальной литературы в Северной Руси. Одесса, 1870, с. 39–41; Ключевский В. О. 1) Древнерусские жития, с. 252–257; 2) «Псковские споры» // Соч. М., 1959, т. 7, с. 76–101; Макарий. История русской церкви. СПб., 1891, т. 7, с. 427–429; СПб., 1898, т. 8, с. 129–142; Нильский Н. К истории споров об аллилуйе // Христ. чт., 1884, май – июнь, с. 690–729; Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: Историко-литературное исследование. Киев, 1901, с. 1–32; Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами // ЧОИДР, 1905, кн. 214, с. 196–218; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908, с. 78–146; Лихачев Д. С. Литература времени образования национального Русского государства. (1460–1530-е гг.), гл. VII. Литература Пскова 2-й пол. XV – 1-й пол. XVI в. // История русской литературы. М.: Л., 1945, т. 2, ч. I, с. 406–409.
В. И. Охотникова
Словарь книжников и книжности Древней Руси.